Реформация. Причины и последствия.
31 октября 1517г. доктор богословия
Витенбергского университета Мартин Лютер прибил к дверям
витенбергской замковой церкви свои «95 тезисов», что официально
считается началом реформации. Что же такое реформация, что
привело к ее началу и какие последствия она имела?
Итак, реформация - массовое религиозное и общественное движение в
Западной и Центральной Европе XVI-начала XVII веков, направленное
на реформирование католического христианства в соответствии с
Библией.
К началу 15 в. Римско-католическая церковь находилась в глубоком
кризисе практически во всех сферах своего функционирования.
Кризис в политико-экономической сфере выразился в неспособности
Римско-католической церкви удержать гегемонию политической власти
в Европе. В Европе формируется ряд национальных государств
(Англия, Франция и Испания), что стало возможным благодаря
изменению экономических взаимоотношений, укрепивших города и
средний класс и усилило стремление к политической и финансовой
независимости от папского престола.
Самое главное, к этому времени римско-католическая церковь,
казалось, сконцентрировала в себе все возможные и невозможные
пороки. Кроме нечистоты в учении, нечистота и разложение царило
среди церковного духовенства. Злоупотребления, коррупция,
симония, неопатизм, блуд, финансовые махинации и многое другое
вызывали недовольство и ропот среди народа. Все большее
количество людей получили возможность сравнения
Римско-католической церкви с Первоапостольской, благодаря
возможности исследования Писания.
До Мартина Лютера идеи преобразования церкви высказывали в своих
трудах Джон Виклиф и Ян Гус. Они стали утверждать, что Христос, а
не папа римский, является главой церкви и что Библия является
единственным авторитетом верующих.
О чем же писал Мартин Лютер? Он выступал против продажи индульгенций и власти Папы над отпущением
грехов. В проповедуемом им учении он провозглашал, что церковь и
духовенство не являются посредником между человеком и Богом. Он
объявил ложными претензии папской церкви на то, что она может
давать людям посредством таинств «отпущение грехов» и «спасение души»
в силу особых полномочий от Бога, которыми она якобы наделена.
Основное положение, выдвинутое Лютером, гласило, что человек
достигает «спасения души» (или «оправдания») не через церковь и
её обряды, а при помощи веры, даруемой ему непосредственно
Богом.
Также Лютер опроверг авторитет
Священного Предания, то есть постановлений
церкви и папские декреты, отводя роль единственного источника
религиозной истины Священному Писанию.
Лютер провозгласил Библию последней инстанцией в делах веры. До
Реформации Священное Писание издавалось исключительно на латыни и
было фактически недоступно основной массе верующих. Посредником
между людьми и Откровением Бога, изложенным в Библии, выступала
церковь, которая трактовала Библию в соответствии со священным
преданием. В результате последней инстанцией для верующего
становилось решение папы. Отвергая ( в отличии от католичества и
православия) священное предание и власть папы, протестантизм
провозгласил Библию единственным источником вероучения. А
поскольку все одинаково поражены первородным грехом, то нет и не
может быть особой группы людей, обладающих исключительным правом
говорить от имени Священного Писания. Лютер впервые перевел
Библию не немецкий язык и провозгласил ее изучение и толкование
первейшей обязанностью каждого верующего. Было ликвидировано
монашество (сам Лютер сбросил монашеский сан и женился на бывшей
монашке), упрощено богослужение (оно было сведено к проповеди),
отменено почитание икон.
Все попытки заставить его отречься от своих взглядов на папскую
власть и авторитет потерпели неудачу, и в конце концов папа Лев Х
осудил Лютера по 41 пункту (булла Exsurge Domine, 15 июня 1520),
а в январе 1521 отлучил его от церкви.
Заручившись поддержкой немецких князей, Лютер продолжал
реформировать церковь. Одновременно похожие тенденции стали
проходить во многих других странах европы: Швейцарии, Англии,
скандинавских странах.
Итоги реформации: национальные церкви способствовали росту
национального сознания народов Европы. При этом существенно
повысился культурный и образовательный уровень жителей Северной
Европы, которая до этого была как бы окраиной Христианского Мира
— необходимость изучения Библии приводила к росту как начальных
учебных заведений (в основном в форме церковно-приходских школ), так и высших, что
выразилось в создании университетов для подготовки кадров
национальных церквей. Для некоторых языков специально была
разработана письменность, чтобы иметь возможность издавать на них
Библию.
Провозглашение духовного равенства стимулировало развитие
представлений о равенстве политическом. Так, в странах, где
большинство составляли реформаты, мирянам представлялись большие
возможности в управлении церковью, а гражданам — в управлении
государством.
Основным же достижением Реформации стало то, что она значительно
поспособствовала смене старых феодальных экономических отношений
на новые капиталистические. Стремление к экономии, к развитию
промышленности, к отказу от дорогостоящих развлечений (равно как
и дорогостоящих богослужений) способствовало накоплению капитала,
который вкладывался в торговлю и производство. В итоге
протестантские государства начали опережать в экономическом
развитии католические и православные. Даже сама этика
протестантов способствовала развитию экономики.
Материал подготовил Иван Барсуков