Реформация

Реформация. Причины и последствия.
31 октября 1517г. доктор богословия Витенбергского университета Мартин Лютер прибил к дверям витенбергской замковой церкви свои «95 тезисов», что официально считается началом реформации. Что же такое реформация, что привело к ее началу и какие последствия она имела?

Итак, реформация - массовое религиозное и общественное движение в Западной и Центральной Европе XVI-начала XVII веков, направленное на реформирование католического христианства в соответствии с Библией.

К началу 15 в. Римско-католическая церковь находилась в глубоком кризисе практически во всех сферах своего функционирования.
Кризис в политико-экономической сфере выразился в неспособности Римско-католической церкви удержать гегемонию политической власти в Европе. В Европе формируется ряд национальных государств (Англия, Франция и Испания), что стало возможным благодаря изменению экономических взаимоотношений, укрепивших города и средний класс и усилило стремление к политической и финансовой независимости от папского престола.
Самое главное, к этому времени римско-католическая церковь, казалось, сконцентрировала в себе все возможные и невозможные пороки. Кроме нечистоты в учении, нечистота и разложение царило среди церковного духовенства. Злоупотребления, коррупция, симония, неопатизм, блуд, финансовые махинации и многое другое вызывали недовольство и ропот среди народа. Все большее количество людей получили возможность сравнения Римско-католической церкви с Первоапостольской, благодаря возможности исследования Писания.
До Мартина Лютера идеи преобразования церкви высказывали в своих трудах Джон Виклиф и Ян Гус. Они стали утверждать, что Христос, а не папа римский, является главой церкви и что Библия является единственным авторитетом верующих.
О чем же писал Мартин Лютер? Он выступал против продажи индульгенций и власти Папы над отпущением грехов. В проповедуемом им учении он провозглашал, что церковь и духовенство не являются посредником между человеком и Богом. Он объявил ложными претензии папской церкви на то, что она может давать людям посредством таинств «отпущение грехов» и «спасение души» в силу особых полномочий от Бога, которыми она якобы наделена. Основное положение, выдвинутое Лютером, гласило, что человек достигает «спасения души» (или «оправдания») не через церковь и её обряды, а при помощи веры, даруемой ему непосредственно Богом.
Также Лютер опроверг авторитет Священного Предания, то есть постановлений церкви и папские декреты, отводя роль единственного источника религиозной истины Священному Писанию.
Лютер провозгласил Библию последней инстанцией в делах веры. До Реформации Священное Писание издавалось исключительно на латыни и было фактически недоступно основной массе верующих. Посредником между людьми и Откровением Бога, изложенным в Библии, выступала церковь, которая трактовала Библию в соответствии со священным преданием. В результате последней инстанцией для верующего становилось решение папы. Отвергая ( в отличии от католичества и православия) священное предание и власть папы, протестантизм провозгласил Библию единственным источником вероучения. А поскольку все одинаково поражены первородным грехом, то нет и не может быть особой группы людей, обладающих исключительным правом говорить от имени Священного Писания. Лютер впервые перевел Библию не немецкий язык и провозгласил ее изучение и толкование первейшей обязанностью каждого верующего. Было ликвидировано монашество (сам Лютер сбросил монашеский сан и женился на бывшей монашке), упрощено богослужение (оно было сведено к проповеди), отменено почитание икон.
Все попытки заставить его отречься от своих взглядов на папскую власть и авторитет потерпели неудачу, и в конце концов папа Лев Х осудил Лютера по 41 пункту (булла Exsurge Domine, 15 июня 1520), а в январе 1521 отлучил его от церкви.
Заручившись поддержкой немецких князей, Лютер продолжал реформировать церковь. Одновременно похожие тенденции стали проходить во многих других странах европы: Швейцарии, Англии, скандинавских странах.
Итоги реформации: национальные церкви способствовали росту национального сознания народов Европы. При этом существенно повысился культурный и образовательный уровень жителей Северной Европы, которая до этого была как бы окраиной Христианского Мира — необходимость изучения Библии приводила к росту как начальных учебных заведений (в основном в форме церковно-приходских школ), так и высших, что выразилось в создании университетов для подготовки кадров национальных церквей. Для некоторых языков специально была разработана письменность, чтобы иметь возможность издавать на них Библию.
Провозглашение духовного равенства стимулировало развитие представлений о равенстве политическом. Так, в странах, где большинство составляли реформаты, мирянам представлялись большие возможности в управлении церковью, а гражданам — в управлении государством.
Основным же достижением Реформации стало то, что она значительно поспособствовала смене старых феодальных экономических отношений на новые капиталистические. Стремление к экономии, к развитию промышленности, к отказу от дорогостоящих развлечений (равно как и дорогостоящих богослужений) способствовало накоплению капитала, который вкладывался в торговлю и производство. В итоге протестантские государства начали опережать в экономическом развитии католические и православные. Даже сама этика протестантов способствовала развитию экономики.

Материал подготовил  Иван Барсуков

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Наши Партнёры